Шахматы развивают логическое мышление
Роль шахмат в развитии логического мышления
Есть много исторических примеров касательно влияния шахмат на формирование аналитического мышления в частности и характера ребенка в целом. Если принимать во внимание правило «тронул фигуру – ходи», то можно добиться хороших результатов на данном поприще и получить бесценный опыт. Многие дети, рискуя потерпеть поражение, ходят обязательно той фигурой, которую им уже довелось тронуть. Такой подход учит детей важным в жизни вещам – не принимать поспешных решений, особенно если они серьезные.
Помимо этого, в процессе игры в шахматы при соблюдении законов игры, ребенок может самостоятельно выработать в себе комплекс качеств, необходимых для жизни. Более того, в нем появляется спортивный азарт, интерес к неизведанному риску и желание учитывать различные стратегии.
Правила, выученные в школе шахмат, могут с легкостью быть применены в школе жизни: перед осуществлением какого-то шага необходимо его обдумать, чтобы избежать ошибок. Не зря же в народе о шахматистах ходят суждения такого характера: «они редко могут ошибаться, потому что считают на несколько ходов вперед». Данное мнение не является чьим-то личным, а носит объективный характер.
Проведение практического анализа показало, что среди людей, которые умеют играть в шахматы, многие становятся известными специалистами в разных областях, добиваются ведущих должностей в государственном аппарате. Например, вице-премьер РФ – Жуков – кандидат в мастера спорта в области шахмат, Президент Федерации шахмат в РФ. А Михаил Ботвинник – чемпион мира – прославился еще и как выдающийся доктор наук технической области. Польза, получаемая детьми и взрослыми от занятий шахматами, является колоссальной, такой эффект отметили педагоги и ученые.
Полезность изучения науки шахмат уже давно была отмечена школьными учителями. Например, известный педагог на Руси - Сухомлинский, отмечал, что шахматы выступают в качестве своеобразной школы для развития детей, формируя у них логическое мышление и выполнение последовательных действий.
Преимущества игры
Согласно мнению ученых и педагогов, игра в шахматы:
- Способствует общей дисциплине;
- Упорядочивает мыслительные процессы;
- Воспитывает внимательность;
- Делает человека собранным, сосредоточенным;
- Способствует развитию памяти.
Выдающиеся учителя отметили, что уроки по шахматам должны выступать в качестве важнейшего элемента умственной культуры. Речь ведется именно о необходимости проведения занятий в начальной школе, в которой формирование качеств внимательности, усидчивости, а также развитие интеллекта имеют большое значение.
Ученый из Германии – Клаус, после проведения экспериментов в области шахмат и многочисленных тренировок, смог прийти к заключению, отметив, что логическое мышление лучше всего может быть сформировано через шахматную игру, нежели через учебную литературу. Вывод, сделанный этим ученым, во многом дополняет мнение Сухомлинского. Шахматы способствуют помощи в познании окружающего мира и самого себя. Если учителя поймут, в чем заключается воспитательная функция шахмат, то образовательная система в масштабах страны может выйти на качественно новый уровень.
Министерством образования Венесуэлы в 1983 году было введено обучение шахматам учащихся второго класса. Это было экспериментальное действие, которое, тем не менее, привело к колоссальным переменам в жизни школьников. На основании исследований, проводимых учеными, отмечено, что подход к обучению игре способствует интеллектуальному развитию.
Точно такие же эксперименты проводились в Бельгии по поручению профессора Фридмана: они приходились на 1990-е годы. Исследования позволили обнаружить взаимосвязь между интеллектом и игрой. По шкале общих оценок, ученики, игравшие в шахматы, показывали лучшие результаты, нежели те, кому никогда не доводилось принимать участие в турнирах.
Есть свод правил и рекомендаций, применяя которые, дети, играя в шахматы, могут научиться рассуждать логически, действовать последовательно и планировать. Ученики обучатся самостоятельно принимать решения и всесторонне анализировать их.